Когда ж ты наконец вырастешь?? О песочнице, продвижении и машинном обучении

Что такое песочница и почему о ней заговорили

В районе 2004 года вебмастера внезапно обратили внимание на то, что прежняя схема продвижения сайтов перестала работать. Налаженный конвейер производства – сделать сайт, набить контентом, купить ссылок, дождаться индексации и пожинать плоды начал давать сбои. Новые сайты, даже проиндексированные гуглом гораздо меньшие объемы трафика, чем было распланировано.

Поисковые системы на прямые вопросы ответили в привычном стиле – поменялись алгоритмы ранжирования, делайте сайты лучше и будет вам успех. И, как обычно, энтузиасты начали ставить эксперименты – создавать похожие по качеству и содержанию сайты, продвигать разными техниками и смотреть, какой способ даёт наилучший эффект. Но в этот раз всё шло не так. Никакая техника продвижения не давала результат в течении нескольких месяцев – но по истечению этого времени внезапно начинали работать все эти техники.

Такие результаты наблюдений позволили исследователям сделать выводы, что значительное снижение объема трафика в первые месяцы жизни сайта не связано ни с качеством сайта, ни с количеством/качеством внешних ссылок, ни с чем-либо еще, но ограничено какими-то специальными мерами внутри алгоритмов поисковых систем. Такую методику быстро окрестили песочницей – по аналогии с контролем за детьми, которым нельзя покидать огороженный периметр, а разрешается только лепить куличики до достижения определенного возраста.

Да, и кстати сам термин пришел из англоязычного SEO и касался в основном Google, это потом уже отечественные SEOшники начали додумывать те же ограничения для Яндекса.

Но поисковые системы (в частности, Google) открестились от существования подобных ограничений – по крайней мере, в том виде, в котором его представляют веб-мастера. Официальных заявлений от корпорации добиться сложно, но время от времени кто-то из программистов отвечает в twitter или facebook о том, что песочницы нет – вот пример такого ответа.

Существует ли песочница на самом деле?

До сих пор доподлинно неизвестно, существует ли ограничение для молодых доменов, и есть ли какая-то точная формула по срокам снятия подобных ограничений, но есть результаты наблюдений, что молодым сайтам приходится несладко. Остается открытым вопрос – умышленное ли это замедление роста сайта поисковыми системами или это основы работы математических алгоритмов, положенных в основу ранжирования.

По наблюдениям СЕО-мастеров, сайт растет тем медленнее, чем более конкурента ниша. Причем время предполагаемой песочницы увеличивается с каждым годом. Если поначалу мастера плакались о длительности песочницы от одного до трех месяцев, то потом этот срок вырос до полугода, а сейчас разговор идет о том, что по некоторым запросам молодой сайт не вылезет в топ и за полтора года. При этом одни страницы сайта с низко конкурентными запросами могут занимать первые места в ТОПе, а другие страницы, рассчитанные на большой наплыв посетителей, не иметь трафика вообще.

Что обычно советуют начинающим владельцев сайта в таких ситуациях – ждать, продолжать наполнять сайт полезным контентом, постепенно наращивать ссылочную массу, постепенно улучшать сайт и не расстраиваться, если в течении долгого времени позиции сайта не улучшаются.

Что советую я

Как программист, я не думаю, что есть специальный фильтр, или какое-то временное ограничение для молодых сайтов – такое решение слишком нелепое для программистов и  математиков уровня Google. Я предполагаю, что для ранжирования используется машинное обучение, учитывающее множество факторов, которое молодому сайту банально трудно набрать.

Все поисковые системы стараются работать максимально хорошо – для конечного пользователя. Чем лучше работает их сервис, тем больше людей этим сервисом пользуется. Чем больше пользуется людей, тем больше они продадут рекламы, и так далее. Поэтому по каждому поисковому запросу они должны отдавать страницы, которые максимально удовлетворят пользователя.

Но мало отдать те страницы, на которых текст похож на поисковый запрос, необходимо учитывать контекст. Например, если человек ищет слово «Пираты», что ему нужно? Может быть он хочет узнать что-то о фильме «Пираты Карибского моря»? Или ему нужны исторические факты о пиратах для реферата? Или для отчета ему нужна информация о влиянии компьютерных пиратов на индустрию музыки? Или, может быть, он вообще вспомнил о космических пиратах из «Гостьи из будущего»? Или хочет купить игрушки в виде пиратов? Или картинки посмотреть? Или он вообще иностранец и не знает, как это слово переводится?

Допустим, тот же Google своими методами определил, что человеку нужны исторические данные о пиратах. Упрощенно говоря, Google по своей базе подбирает все сайты, где, по данным Google, люди искали историческую информацию о пиратах и смежных словах (Дрейк, Морган, черный флаг и т.п.). Из найденных сайтов он отбирает те, где средний пользователь был наиболее удовлетворен – провел много времени, прочитал много статей, что-то копировал, возможно, смотрел видео и т.п. Из того, что осталось, отбирает источники с наиболее полной информацией на эту тему – т.е. если тематика сайта в целом посвящена пиратам, он будет в поиске выше чем сайт посвященный монголам, на который затесалась статья о пиратах. В итоге, получится отсортированный список сайтов, который будет показан пользователю, и который кликнет в сайт из первой тройки.

Как молодому сайту, у которого пока три страницы и ноль посетителей возглавить такой список? Очевидно, никак – не считая случая, когда он пишет о чем-то совершенно уникальном, где нет конкурентов. Если подумать, всё логично – чем конкурентнее сфера, в которой крутится сайт, тем сложнее ему занять первые места по популярным запросам. Чем хуже сайт относится к пользователю, тем хуже поисковая система относится к сайту.

Я придерживаюсь той модели, что молодой сайт должен получить популярность ДО того, как он выплывет в топ. Тогда он выплывет в ТОП раньше, и закрепится там надолго. Конечно, это не просто, но надо упорно работать и не сдаваться, даже если результат медленный и удручает.  Что я имею в виду:

Во первых, надо привлекать людей на сайт всеми возможными способами – и социальные сети представляются мне одним из отличных способов. Так же можно невзначай оставить ссылку на свой сайт где-то в подписи на форуме. Можно воспользоваться сервисами вида «Вопросы и ответы» - там иногда можно указать ссылку на свой сайт как на источник, где можно ознакомиться с ответом подробнее. Но, конечно, не нужно фанатизма, и лепить ссылки где попало не следует – ваша цель привлечь людей на сайт, а не наращивание ссылочной массы.

Во вторых – и это очень важно –увеличивайте удовлетворенность людей.  Тут можно много спорить, о том, как измерять эту удовлетворенность, но я советую поступать так – пока у вас мало посетителей, пользуйтесь вебвизором от Яндекса (о подключении счетчика с вебвизором я писал в этой статье). Вебвизор записывает действия пользователя на вашем сайте – куда зашел, что нажал, как читал – и вы сами увидите, насколько пользователь удовлетворен – внимательно ли он читал, не мешала ли ему реклама, захотелось ли ему прочитать другие ваши статьи.

Добавьте на сайт что-то такое, что позволит вашему посетителю задержаться немного подольше – выкладывайте видео, добавляйте картинки, которые приятно рассматривать, графики, диаграммы. Я даже читал исследование, что анимированный задний фон увеличил время просмотра страниц и общую глубину просмотра на сайте. Про поведенческий фактор можно писать много, но вообще это тема отдельной статьи.

Что должно получиться в итоге:

Поисковые системы, которые не спеша индексируют ваши страницы, увидят, что ваш является популярным в каком-то направлении – например, факты о пиратах. И это важно, что бы поисковая система смогла выделить категории для показа сайта. ПС увидят, что на ваш сайт приходят люди с разных частей интернета, проводят какое-то время на вашем сайте, возможно, советуют ваш сайт друзьям – и ваш сайт начнет получать больше внимания, как перспективный. Его будут чуточку чаще подмешивать в поисковую выдачу, будут пробовать показывать по некоторым другим запросам – и снимать статистику по реакции пользователей на ваш сайт.

При этом не забывайте добавлять новый материал, статьи, видео, не суть – заброшенные сайты, на которых никто ничего не пишет, угнетают посетителей. Так же будет не лишним обновлять внешний вид, добавлять/убирать разделы сайта, и делать прочие улучшения.


Реклама:


В общем, старайтесь набрать вес и репутацию независимо от поисковых систем. Если на вашем сайте размещен какой-то полезный сервис, или собрана полезная коллекция материала (например, список лучших буксов как у меня), то можно попробовать дать недорогую рекламу на эту страницу – получите и посетителей, и отзывы, и внешние переходы. Чем выше вес, репутация и удовлетворенность пользователя, тем быстрее будет расти ваш сайт. Внимательно изучите и последуйте рекомендациям Яндекса   и Google – они не просто так пишут и обновляют свои инструкции, в них очень много полезных подсказок и советов.

А я желаю вам быстрого роста сайта и благодарных посетителей!

Удачи!

 

Тэги: