Ищем в себе талант к бизнесу

Для того чтобы стать крупным, очень успешным предпринимателем, действительно нужно оказаться в нужное время в нужном месте, – многое должно совпасть. Но, тем не менее, главное – это не как стать крупным предпринимателем, встать во главе огромных бизнес-проектов, а как стать предпринимателем вообще. И в этом случае, обстоятельства уже не столь важны, а важно совершенно другое качество, а именно – предпринимательский талант. Предпринимательский талант – это такой же талант, как и любые другие таланты в человеческой деятельности.

С одной стороны, безусловно, предпринимательство – это вещь, которая развивается на расчете, на экономике, на вполне трезвом и очень точном подходе, на планировании деятельности и подсчете ее результатов, эффективности и так далее – то есть это сугубо такая естественнонаучная, аналитическая функция. С другой стороны, безусловно, так же, как и у творческих людей, главным объектом работы предпринимателей является человек. А человек, как известно, существо очень сложное, противоречивое, и только с аналитическим методом к нему подходить достаточно трудно, особенно, когда речь идет о таких «тонких» вещах, как построение команды в бизнесе или отношений с партнерами или с властями. Поэтому, мне кажется, что успешный предприниматель – это тот, кто, с одной стороны, может очень точно, хладнокровно и взвешено рассчитать, что будет, а с другой стороны, умеет и любит общаться с людьми, хорошо чувствует человеческую природу, иногда даже на интуитивном уровне понимает мотивы и формы поступков других. То есть, бизнес – это такая наука о поведении людей, и больших масс и отдельных, ярких индивидуумов. И мне кажется, сочетание в достаточной равной степени этих качеств, как правило, дает хорошие основания для того, чтобы стать успешным в бизнесе.

В качестве первого специфического качества, на мой взгляд, предпринимателю присущ такой здоровый авантюризм. Слово «авантюризм» несет не всегда позитивный смысл, очень часто в каких-то личных отношениях или в семейной жизни, в дружбе это может быть не очень хорошо, а в бизнесе иногда бывает очень полезно. Здоровый авантюризм, уверенность, что в быстро изменяющемся мире ты найдешь правильное решение, это и есть одно из важнейших качеств для бизнесмена.

Другое качество, которое, я думаю, интересно для предпринимателя, – это такое сочетание, которое тоже, может быть, в обычной жизни является спорным с точки зрения его положительности, сочетание большой гибкости, с одной стороны, и очень твердого отстаивания своих интересов. Гибкости в тактических вопросах и твердости в отстаивании своих стратегический целей, которые, в принципе, редко встречаются у людей. Причем эта вот гибкость, она иногда создает ощущение в каком-то смысле беспринципности. Очень часто в общественном сознании бизнесмены – люди аморальные, потому что они готовы дружить со вчерашними врагами, объединяться против тех, с кем дружили позавчера и т.д. С точки зрения человеческой этики, это кажется беспринципным. Тем не менее, мне кажется, что вот эта тонкая грань, которую очень трудно определить, между тактикой и стратегией, между тактическими, текущими задачами и стратегическими целями, – это крайне важное качество.

Еще интересный момент. Предпринимательство – это вещь очень конфликтная. Большинство людей не любит участвовать в конфликтах, и это нормально. Люди любят дружить, договариваться, общаться в хорошем тоне со своими знакомыми и близкими. Но бизнес предполагает нацеленность на конфликт, если это необходимо, готовность к нему. Человек в бизнесе должен быть готов время от времени жестко отстаивать свои интересы.

Я думаю, что из всех видов человеческой деятельности предпринимательство в каком-то смысле наиболее близко войне. Те же корпоративные войны отражают степень накала борьбы и остроты, и бескомпромиссности. Если у человека существует внутренняя готовность к подобной войне, комфорт в состоянии конфликта, – это, наверное, предпосылка для того, чтобы у него в бизнесе все получалось.

Ну, и последняя, забавная вещь, которая имеет отношение к предпринимательству, – это адекватная оценка себя и окружающих. Иногда люди путают это с цинизмом и обвиняют предпринимателей в очень циничном отношении к действительности. Опять же, можно сказать, что в каком-то бытовом смысле слова это и правда, потому что предприниматель обязан воспринимать весь мир очень адекватно, предполагая наиболее негативный сценарий развития той или иной ситуации, самые неприятные поступки со стороны окружающих, в том числе близких людей. Ведь мы говорим о бизнесе, где бывают конфликты и с друзьями..

У человека, который занимается бизнесом, предпринимательством, у него бывают разные ситуации в жизни, приятные и неприятные, как у любого из нас. Тем не менее, это одна из самых замечательных и интригующих форм человеческой деятельности, захватывающих, вызывающих очень яркие эмоции.





Комментарии


Пожалуйста, авторизуйтесь, что бы оставить свой комментарий